Часть 29
ЛЕГЕНДА
ПРОДОЛЖАЕТСЯ
1998 год
Этот год был 13-м годом существования группы «арийских» динозавров. На самом
деле феномен столь долгого существования группы, не играющей модной и общедоступной
музыки, в нашей стране удивителен. Их песни практически невозможно услышать
по радио - исключение составляют те редкие моменты, когда в студию приходят
сами музыканты и отвечают на звонки слушателей в прямом эфире. Причина отсутствия
композиций группы в плей-листах радиостанций привычна для наших дней: музыка
«Арии» считается неформатной. Не в том смысле, что композиции чересчур длинны.
Нет. Понятие «неформат», на наш взгляд, заменяет собой цензуру и существовавшие
некогда худсоветы, которые и выносили приговор - «пущать» или «не пущать».
«Ария» просто не вписывается со своими «готическими сказками» (как любит называть
«арийские» песни ненавидящая тяжелую музыку пресса) в ежеминутные попсовые
глупости, которыми забиты радиопрограммы. Даже прогрессивное «Наше радио»
лишь изредка дает после полуночи в эфир что-нибудь наиболее безобидное: например
бессмертную «Улицу Роз». Некоторое время «арийские» песни «крутила» «Милицейская
волна», пртом за них взялась оппозиционная радиостанция «Резонанс». Кипелов,
которого неоднократно приглашали «порезонировать», к своему удивлению обнаружил
на 13-м году жизни коллектива, что их творчество максимально политизированно.
Одна «Паранойя» чего стоит! Кстати, об этом интересном заболевании. Оно неоднократно
упоминается в рок-композициях (вспомните хотя бы тех же «Блэк Саббат» или
«Антракс») в резком контексте. «Ария» в этом смысле вполне органично вписывается
в один ряд с западными монстрами. Однако многократной ротации на российском
телевидении удостаивается клип возродившегося из пепла Николая Носкова, сводящего
паранойю к пошлой и элементарной весенней пляске гормонов и выбросу адреналина
в кровь по зову инстинкта продолжения рода. На экране мелькают любвеобильные
кролики и крольчихи, жуки-пауки и особи женского пола, вызывающие обильное
слюноотделение у особей мужского пола. Интересно, как бы выглядел параноидальный
клип «арийцев»? И по какому каналу его можно было бы посмотреть?? На телевизионных
экранах «Арию» и днем с огнем сыскать невозможно. Да и клипа приличного (по
сегодняшним меркам) у группы до сих пор не было. Менеджмент упорно экономил
на видеопродукции деньги, пропагандируя идею, что «Ария» и так популярна,
на нее народ и так пойдет! И - что удивительно - идет. Еще одной из причин
осторожного отношения официальных радийщиков и телевизионщиков к «Арии», несомненно,
является ее репутация «нехорошей» группы. Помните? «Нехорошей» называл Михаил
Булгаков квартиру N50 по улице Садовой, триста два-бис. Присущая всему тяжелому
жанру легкая чертовня, впихнутая в мелодичные композиции группы, превратилась
в глазах неискушенных тружеников пера в сатанизм. Однако если бы дело обстояло
именно так, как его пытаются представить некоторые (в том числе и висящие
в Интернете чернушники), то рождающиеся в «арийских» семьях время от времени
карапузики наверняка уже хвастались бы своими рожками и копытцами с зеленцой
друг перед другом... Увы, по свидетельству врачей соответствующих детских
поликлиник, подобных «дефектов развития» у потомков музыкантов отмечено не
было. Тем не менее, свое 13-летие группа умудрилась отметить в канун Дня всех
святых, в праздник, который принес к нам западный ветер и который стало модным
у нас отмечать. Хотя мало кто из россиян знает в действительности все ритуалы
и значение, к примеру, тыквенных голов с вырезанными глазами и ртами и вставленными
в них свечками. Мистическое совпадение случилось в боевой, видавшей всякие
виды (в том числе и «арийские»), Горбушке. Кстати, о ней, о родимой. Вы никогда
не обращали внимания на сладковатый тошнотворный запах в вестибюле этого легендарного
ДК? Словно кто-то из альтернативщиков или металлистов припрятал пару свеженьких
трупаков где-то под лестницей, и они лежат там теперь, понимаешь, разлагаются.
Принюхайтесь при случае. Если, конечно, Горбушку не закроют... Вопреки ожиданиям,
ничего сверхъестественного на концерте не произошло. Ничего не загорелось.
Никто ниоткуда не упал. И атмосферы праздника почему-то не ощущалось. Двухчасовой
сет музыканты отыграли, как всегда, слаженно и накатанно. Без сюрпризов. Все
интересное началось потом - «арийцы» спохватились, спонсоры их, в лице «Харлей
Дэвидсон», встрепенулись, и все вместе решили провести гастрольный тур вдогонку
давно вышедшему 7-му альбому группы «Генератор Зла».
1999 год
Время для проведения гастрольного тура было выбрано не очень удачно. Повсеместное
обнищание народных масс, в основном молодежи, отражается на посещаемости концерта.
Если уж на бутылку пива иногда удается наскрести с трудом... Даже в относительно
благополучной Москве кое-кто из «арийских» фанов бежит сдавать за деньги кровь,
чтобы купить билет на концерт, то что говорить о провинции! Однако 9 флажков
«Ария» все-таки воткнула в карту «новой волны интереса к тяжелой музыке», о
которой в нашей прессе официально вспомнили почему-то только в связи со смертью
барабанщика группы «Nazareth». Тула, Рязань, Екатеринбург, Челябинск, Саратов,
Самара, Волгоград, Пермь, Питер... Шутки, вроде публичного выброса телевизора
из окна гостиничного номера или танцев под «Modern Talking» накануне собственных
тяжметовских концертов, стали уже историей. Разве только Дубинин периодически
появлялся в майке с изображением ярко-зеленой лягушки и надписью, которую можно
перевести и как «Вода в мозгах», и как «Одна вода на уме». Самый прыгучий и
поющий бас-гитарист России имеет обыкновение в свободное от «Арии» время нырять
в полном спецоблачении в воды разнообразных морей - увлекается дайвингом. Этот
тур не дал Дубу нырнуть в таинственные мексиканские озера, а подставил под удар
24-градусного мороза в Екатеринбурге. Кроме того, перед самым концертом пришлось
поменять площадку: местная дирекция все еще находилась под наркозом мрачных
воспоминаний о беспределе немца-крепыша по имени Удо - на концерте был учинен
настоящий погром... По холоду с бывшим Свердловском могла сравниться только
Пермь с ее Ледовым дворцом. По ходу гастролей выяснялись довольно интересные
вещи - группа не только способствовала выпуском своих маек и балахонов прикрытию
авитаминозных тел подростков, но и подвигла людей на создание художественных
эпических полотен. В Самаре музыкантам подарили картину «Тореро». «Мужик такой,
с красной этой... как ее... и шпагой... быка убивает. Большая картинка, понятная»,
- рассказывает сын Кипелыча, названный в честь полководца Македонского Александром.
Полотно хранится в домашней коллекции вокалиста группы, и доступ к шедевру,
стало быть, ограничен. До этого момента лучшей народной работой на «арийскую»
тему считался рисунок к песне «Бесы». Похожего на диванный валик Валерку за
руки-ноги дис-трофичные рогатые паучки волокут в лужу весьма подозрительного
цвета - топить. Внизу красуется подпись: «Бесы тащат Кипел ова в пруд». «Ария»
не была бы «Арией», если бы на одном из нынешних концертов в воздухе не запахло
порохом. Фанаты прекрасно помнят, как несколько лет назад задымилась под сценой
Горбушки ветошь, как загорелся тент, натянутый над сценой в Новороссийске...
Предчувствие локальной гражданской войны охватило «арийцев», когда со сцены
Дворца спорта в Волгограде они увидели, как ОМОНовцы охаживают дубинками ребят
в партере. То ли мамы этих служивых в детстве совсем их не любили, то ли начальство
в компот им подсыпает перед выходом на службу допинг под названием «Озверин»?..
А если бы «арийцы» поддались азарту драки и исполнили бы провокационную «Раскачаем
Этот Мир»? Это было бы сродни тому бензовозу, с которым гастрольный автобус,
с мирно дремавшей группой на борту, чуть не столкнулся в самом начале тура...
Вернувшись в Москву для краткой передышки, они объявили о концерте на Малой
спортивной арене в Лужниках. Это был рискованный эксперимент - в сегодняшних
условиях «собрать» Лужники может только какая-нибудь заезжая популярная супер-star.
Подвиг случился за 2 часа до того, как все добропорядочные ведьмы с ведьмаками,
черти с компаниями отправляются буянить на стриженную под ноль возвышенность
- на Лысую Гору. То есть 30 апреля, накануне Вальпургиевой ночи. Так, сами того
не подозревая, «арийцы» стали участниками Международного (!) соглашения (!)
о праздновании сего замечательного события. Под потолком, над сценой, висел,
поблескивая хромированными частями тела, «Харлей» (многих из присутствующих
занимала одна и та же мысль: «Хлопнется байк или не хлопнется кому-нибудь на
голову при исполнении «Антихриста»?). Незадолго до концерта в Москве «арийцы»
впервые за всю свою творческую биографию записали две кавер-версии: «Return
of the Warrior» группы «Manowar» и «Run, Angel, Run» - хорошо забытой у нас
группы «Golden Earing». Продюсером проекта на этот раз выступал Виталий Дубинин.
Материал планировалось издать в виде сингла «Tribute to Harley Davidson». Таким
образом «Ария» присоединилась к кампании выпуска «трибьютов», столь модных сейчас
на Западе. Переплюнуть «Металлику» с их двойным альбомом каверов, конечно, не
удалось, но эти две вещи получились неплохо и добавили ложку западного колорита
в «арийский» репертуар. Кипелову в процессе работы над мини-проектом досталось
больше всего: русские тексты были сделаны Пушкиной практически идентичными английским.
Меломаны знают, что Де Майо из «Manowar», в отличие от Валерия, никогда не стеснялся
в выражениях. «Мэноворовцы» в текстах охотно употребляют отдельные слова и словосочетания
типа «задница, насрать, пописать на могилки своих врагов». «Насрать», естественно,
заменили на «плевать». Скрепя сердце Кипелыч спел «Пробил час» (так по-русски
называется «Возвращение воина»), и ... все остались довольны результатом. Добавили
рычащий звук мотоцикла для придания большего колорита. С «Ангелом» пришлось
помучиться подольше - Валере было трудновато петь: тональность несколько занизили...
В обеих песнях присутствует образ легендарного байка «Хар-лей». Дескать, несется
он по дорогам с беспечным ездоком в седле. Правда один специалист по мотоциклам
(с виду надежный парень) сказал Пушкиной по большому секрету, что самое уязвимое
место у этих монстров - сиденье. Оно как-то не так крепится. И запросто можно
набить себе здоровенную мозоль на пятой точке, особенно если тарахтеть по российским
дорогам. Американцам, мол, гордость за страну не дает признать этот недостаток...
«Пробил час!» на концерте прошел на ура, тем более что вокалиста вывезли на
сцену на настоящем «Харлее». Возбужденный народ кричал: «Валера, не упади!».
В ходе концерта доблестные воины московского ОМОНа взяли в плен настоящего японца.
Национальность и гражданство не спасли вежливого восточного человека от пинков,
тычков и зуботычин. «Я же русский выучил только за то, что на нем распевает
Кипелов! - бубнил по-русски японец, пытаясь увернуться от увесистого кулака
стража порядка. - Вы бы сразу сказали, что в зале курить нельзя, зачем по голове-то
бить?!» Задержанный за курение на ограждении Малой спортивной арены был одним
из 800 граждан страны Восходящего солнца, зараженных «арийским» вирусом. Он
специально приехал в Москву, чтобы услышать «Улицу Роз» в оригинале. Не случилось
такого японского счастья, не дали ему случиться. По неофициальным данным типа
тусовочных и околотусовоч-ных слухов, в российской столице периодически появляется
Некто, весьма похожий на Фредди Крюгера с перебитым носом, и уволакивает в сторону
гнезда дип-пепловской «Женщины из Токио» пару сотен компактов группы «Ария».
После Вальпургиевой ночи в Москве группа отыграла концерт в городе на костях
- в Питере. Несложно представить себе ДК Ленсовета, 45 киловатт аппаратуры,
людей... причем повсюду, даже на потолке. Трудно объяснить, каким местом они
цепляются за штукатурку, но висят же! Так же сложно вообразить, что в разгар
концерта Кипелов двинет кого-нибудь по корпусу, и этот неизвестный опишет в
воздухе со свистом дугу, рухнув в оркестровую яму. О-о-о, вот поистине королевские
мгновения! Представьте себе, что «Ария» наконец-то сняла толковый, подобающий
своему статусу культовой команды, клип и вы смотрите его круглосуточно: безумствующие
«ныряльщики», монументальный Холст в ореоле... хм... кудрей (предательская подсветка
сзади), словно мстящий за что-то своим барабанам Манякин. «Арийское» варево
вовсю кипит и булькает... и в момент достижения точки кипения, когда все должны
просто испариться от счастья, на сцену вылезает Человек-Шкаф-В-Бандане и принимается
хватать Кипелова за бицепсы. Ослепительная вспышка - Кипелов звереет. Первый
раз в жизни - на сцене. «И я его шибанул», - признается вокалист, который со
стороны в момент поединка напоминал ветряную мельницу - весь воздух руками перемолол.
Человек-Шкаф исчезает в оркестровой яме, следом за ним летит бросившийся на
защиту Валерки клавишник Женек. Летит с яростным воплем «Стоять!!!», успев уже
в полете сообразить, что колбасившаяся внизу публика в панике может затоптать
сверзившегося с высот кумира ногами. За 3 песни до предполагаемого конца питерского
катаклизма появился хозяин аппаратуры и, явно желая потрафить гостям, двинул
все ручки на пульте по максимуму... Несколько дней после возвращения из Питера
оглохшие «арийцы» разговаривали с чадами и домочадцами знаками, прикладывали
ладони лодочкой к ушам и на все вопросы отвечали древнерусским «Ась?». Как тот
самый, уже престарелый, воин из классической «арийской» баллады, который успел
за минимальный срок сделать кучу полезных дел: выбить ошейник раба из рук фашиста-магистра,
повисеть на вражеских копьях, смотаться в ад и обратно и поискать где-то в районе
Чудского озера золото партии для приобретения свободы и демократии. Неминуемая,
по мистическим законам, «обратка», которую австралийские аборигены любовно называют
«бумерангом», настигла Кипелова на Украине. Вообще-то «арийского» соловья вирус
членовредительства всегда обходил стороной. Все музыканты давно себе что-нибудь
сломали, вывихнули, вставили, врезали. Перед гастролями Дуб навернулся с «Харлея»
и пару часов играл роль окровавленного мальчика, мерещившегося царю Борису (Годунову).
Директор «Арии» Рина неудачно катапультировалась со своего велосипеда... Где
приземлилась - до сих пор не помнит. Короче. Выходят они в Донецке на поклон,
кланяются стонущему народу и кланяются, волосами сцену метут... И Дубинин, случайно
этак, при очередном изящном изгибе позвоночника попадает грифом гитары Кипелычу
в глаз. Знаете, какие цвета идут первыми у радуги фингала? Сначала ваш синяк
чернеет, потом синеет. Несколько отдает в фиолетовый с симпатичным таким желтым
наворотом вокруг. Еще чуть-чуть - и в репертуаре группы появилась бы 12-минутная
баллада о горькой судьбе храброго, но одноглазого адмирала Нельсона, с длинным
гитарным (естественно, в терцию) проигрышем. Кажется, испанцы этому адмиралу
потом еще и пулю в позвоночник всадили. Убийцы. Прелюбопытнейшая история случилась
с «Арией» в Белоруссии, где президентствует нынче товарищ Лукашенко. И связана
эта история опять же с «нехорошей» репутацией героев повествования. Но ... -
вот досада! - музыканты просили пока ничего не рассказывать... «Пускай, — говорят,
— и у нас будет своя военная тайна». Если тайна будет раскрыта - в Белоруссии
«Арии» больше не играть. На вокзал в удивительно чистом городе Минске провожать
их пришли около 200 человек. Они прорвались через охрану, долго бежали по перрону
рядом с движущимся вагоном, потом по насыпи, спотыкались, падали, девчонки ревели...
Втайне польщенные «арийцы» сентиментальничали: «Мы уж думали - проснемся наутро,
а они все бегут за поездом и бегут...». А каково было обычным, рядовым пассажирам
наблюдать за этой психушкой? «Маневры идут», - могли подумать одни. «Кино снимают»,
- соображали другие. «Директора детдома арестовали и в Москву везут», - решили
третьи...
ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ (1976-1982)
Виталий Дубинин – бас, вокал
Владимир Холстинин – гитара
Леонид Могилевский – ударные
Алексей Максимов – клавишные, вокал
АЛЬФА #1 (февраль-июнь 1983)
Сергей Сарычев – клавишные, вокал
Виталий Дубинин – бас, вокал
Владимир Холстинин – гитара
Сергей Сафонов – ударные
СМЕЩЕНИЕ
Олеся Троянская – вокал
Алик Грановский – бас
Андрей «Крустер» Лебедев – гитара
Сергей Шелудченко – ударные
АЛЬФА #2 (июнь-ноябрь 1983)
Сергей Сарычев – клавишные, вокал
Алик Грановский – бас
Владимир Холстинин – гитара
Игорь Молчанов – ударные
Виталий Дубинин – соло (1983-1985)
ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ
Валерий Кипелов - вокал
ПОЮЩИЕ СЕРДЦА
Николай Носков – вокал
Сергей Потемкин – гитара
Алик Грановский – бас
Кирилл Покровский – клавишные
Александр Львов – ударные
АРИЯ #1 (февраль-октябрь 1985)
Валерий Кипелов – вокал
Владимир Холстинин – гитара
Алик Грановский – бас
Кирилл Покровский – клавишные
Александр Львов – ударные
GORKY PARK
Николай Носков – вокал
Ян Яненков – гитара
Алексей Белов – гитара
Александр Миньков – бас
Александр Львов - ударные
КОКТЕЙЛЬ (1981-1983)
Сергей Перфилов – вокал
Андрей Большаков – гитара, вокал
Александр Иншаков – гитара
Андрей Бутузов – бас
Андрей Шатуновский – ударные
ЗИГЗАГ (1983-1984)
Андрей Большаков – гитара, вокал
Андрей Бутузов – бас
Андрей Шатуновский – ударные
Александр Вахмистров – клавишные
Андрей Большаков – «Надоело» (1985)
АРИЯ #2 (октябрь 1985-декабрь 1986)
Валерий Кипелов – вокал
Владимир Холстинин – гитара
Алик Грановский – бас
Андрей Большаков - гитара
Кирилл Покровский – клавишные
Игорь Молчанов – ударные
МАСТЕР (1987)
Андрей Большаков - гитара
Алик Грановский – бас
Михаил Серышев - вокал
Кирилл Покровский – клавишные
Игорь Молчанов – ударные
ЧЕРНЫЙ КОФЕ (ноябрь 1985-февраль 1986)
Дмитрий Варшавский – вокал
Сергей Маврин – гитара
Игорь Козлов – бас
Максим Удалов – ударные
МЕТАЛЛАККОРД (1986)
Евгений Орлов - вокал
Сергей Маврин – гитара
Владимир Иванов – бас
Максим Удалов – ударные
Алексей Ляхов - ударные
АРИЯ #3 (1987-ноябрь 1988)
Валерий Кипелов – вокал
Владимир Холстинин – гитара
Сергей Маврин - гитара
Виталий Дубинин – бас
Максим Удалов – ударные
КИНЕМАТОГРАФ (1988)
Игорь Браславский – вокал
Валерий Шишаков – гитара, вокал
Андрей Тарасов – гитара
Андрей Адонин – бас
Александр Манякин – ударные
ЗЕНИЦА ОКА (1989)
Вадим Преображенский – бас, вокал
Евгений Колыханов – гитара
Максим Удалов – ударные
АРИЯ #4 (ноябрь 1988-февраль 1995)
Валерий Кипелов – вокал
Владимир Холстинин – гитара
Сергей Маврин - гитара
Виталий Дубинин – бас
Александр Манякин – ударные
РОДМИР
Александр Мартынов – вокал
Сергей Николаев – бас
Сергей Терентьев – гитара
Роман Иванов – клавишные
Виктор Калашников – ударные
НОВЫЙ ЗАВЕТ (1991-1992)
Вячеслав Горбачев – вокал
Сергей Скрипников – бас
Сергей Терентьев – гитара
Александр Медовкин – ударные
АРИЯ #5 (февраль 1995-наши дни)
Валерий Кипелов – вокал
Владимир Холстинин – гитара
Виталий Дубинин – бас
Сергей Терентьев – гитара
Александр Манякин – ударные
UP TO 30 (Сергей Терентьев – соло)
Сергей Задора – вокал
Сергей Терентьев – гитара, клавишные
СМУТНОЕ ВРЕМЯ (Кипелов&Маврин)
Валерий Кипелов – вокал
Сергей Маврин – гитара, клавишные
Алик Грановский – бас
Павел Чиняков – ударные
АВАРИЯ (Дубинин&Холстинин)
Виталий Дубинин – вокал, бас
Владимир Холстинин – гитара
Александр Манякин – ударные
Иван Евдокимов – клавишные
Если вы хотите перечитать какую-либо из частей нажмите на ссылку:
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8
Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24