Часть 3
Альбом «Мания Величия» был готов к ноябрю 1985 года. Векштейн внимательно прослушал весь материал и горестно изрек: «А ведь это, наверное, никому не нужно!». Однако Виктор Яковлевич был человеком хитрым. Его душевные переживания по поводу несоответствия стиля альбома возможной для исполнения в Советском Союзе музыке не помешали ему предположить, что подобная музыка должна пользоваться определенным успехом у молодежи. И неожиданно для всех Векштейн дал добро на выступление группы в первом отделении концерта перед Антониной Жмаковой. «Виктор Яковлевич, - возразили Грановский и Холстинин, - подумайте, как мы будем играть? У нас нет второго гитариста, и нас совершенно не устраивает барабанщик». «Хорошо, - не долго думая, ответил Векштейн, - приводите своих людей, я все устрою».
В результате оперативных поисков уже осенью 1985 года в группе появился второй гитарист Андрей Большаков, которому судьба уготовила серьезную роль в истории АРИИ. Для того, чтобы лучше понять характер нового персонажа нашего повествования, совершим краткий экскурс в 1983 год, когда четверо музыкантов московской команды КОКТЕЙЛЬ решили сменить не только название (группа стала именоваться ЗИГЗАГ), но и музыкальный стиль и поиграть нечто синтезированное из хард-рока, панка и жесткой новой волны. Четверка, состоявшая из гитариста Андрея Большакова и басиста Андрея Бутузова (впоследствии – БИМ-БОМ, АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ), клавишника Александра Вахмистрова и барабанщика Андрея Шатуновского (затем ЧЕРНЫЙ КОФЕ, АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, КУРАЖ, ГЕЙН – всех коллективов этого музыканта не упомнить), тщетно искала вокалиста, но найти подход так и не удалось, хотя прослушивались довольно интересные солисты, в частности Константин Кинчев из ЗОНЫ ОТДЫХА (будущий лидер АЛИСЫ). Безрезультатные попытки подобрать нужного певца заставили запеть самого Большакова и в таковом составе ЗИГЗАГ записал дебютный альбом «Суета» (1984), неплохо разошедшийся по стране. Однако, несмотря на яркое начало, группе так и не удалось преодолеть трудностей периода становления. В итоге музыканты разбрелись по различным профессиональным коллективам, а Большаков в 1985 году записал сольный альбом «Надоело!», ошибочно считающийся вторым альбомом ЗИГЗАГерой Асфальта...
На этом перепутье и предложил Андрею Большакову его близкий друг Саша Елин (мы помним что он являлся основным автором текстов «Мании Величия») попробовать себя в качестве второго гитариста, необходимого в тот момент АРИИ. Елин завел рабочую запись первого «арийского» альбома (чистовик еще только записывался), Большакову все очень понравилось и очень скоро на репетиционной базе ПОЮЩИХ СЕРДЕЦ, расположенной в Доме офицеров на Девичьем Поле состоялась встреча претендента на место гитариста с группой... представленной почему-то одиноким Аликом Грановский. Вначале Алик и Андрей поговорили, и с удивлением выяснили, что обладают практически идентичными музыкальными пристрастиями, вплоть до тончайших нюансов. Кроме того, круг их общих знакомых оказался настолько близок, что непонятно было лишь одно – почему они до сих пор не знакомы? Потом решили помузицировать и двадцатиминутный джэм окончился подтверждением необходимого творческого союза. Так родилась большая дружба и один из наиболее удачных музыкальных тандемов отечественного хард-рока: Большаков-Грановский, однако во всей этой истории больше всего удивляет то, что остальные участники АРИИ не прослушивали нового музыканта. Хотя если мы вспомним, Грановский являлся не только продюсером первого альбома, но и основным композитором, так что кто же, как не он, был наиболее компетентным в музыкальных вопросах. Последний разговор Большакова с Векштейном касался сугубо организационных вопросов, и начиная со следующей репетиции в составе группы появился второй гитарист. А спустя некоторое время в группе появился барабанщик Игорь Молчанов – бывший коллега Грановского и Холстинина по АЛЬФЕ. И уже после нескольких репетиций группа обрела полностью боеспособное состояние. Александр Львов еще какое-то время играл тяжелую программу, но вскоре уступил свое место Игорю Молчанову, а сам занял место за звукооператорским пультом.
Первое сценическое представление новой программы прошло 5 февраля 1986 года во Дворце культуры Московского авиационного института (МАИ) в рамках встречи «Звуковой Дорожки» газеты «Московский Комсомолец» со своими читателями. Первое отделение по праву досталось лидеру «Звуковой Дорожки» журналисту Дмитрию Шавырину. Тогда "Московский Комсомолец" пользовался у меломанов просто бешеной популярностью по той простой причине, что был единственной в то время столичной газетой, снабжавшей молодежь достоверной музыкальной информацией. А во втором отделении Шавырин выпустил АРИЮ. К тому времени магнитоальбом «Мания Величия» уже успел широко распространиться через сеть киосков звукозаписи и приобрел бешеную популярность, так что Векштейн был не против того, чтобы посмотреть, как новый материал будет принят публикой на концерте.
Никакой особенной рекламы не делалось, но те «кому надо» разумеется все знали. Надо сказать, что в те годы музыкальная информация распространялась с феноменальной скоростью, и огромная заслуга принадлежала неким неформальным личностям, гордо именовавшим себя «писателями». В середине 80-х почти в каждом крупном городе нашей страны существовала сеть их региональных представителей, «размножавших» полученные альбомы на местах. Оригиналы фонограмм «писатели» покупали за символические гроши и делали вполне приличные деньги, распространяя записи популярных, но не признанных официозом исполнителей. В случае с АРИЕЙ «право на использование» приобрел некто Андрей Лукинов. С его помощью альбом «Мания Величия» успел очень неплохо разойтись, сделав группе соответствующую рекламу. На кассете было написано – «АРИЯ». Векштейн, узнав об этом, очень расстроился, поскольку полагал, что название – вопрос пока еще не решенный и что это – преимущественно его компетенция. Но ему пришлось проглотить и эту пилюлю. Забегая вперед, отметим, что подобная пилюля была далеко не последней...
Итак, вечером 5 февраля 1986 года в ДК МАИ происходило нечто необычное. Мирное население, неискушенное в хэви-метал, с ужасом взирало, как из клубов красного дыма на сцене появились «волосатые черти с гитарами». Описать внешний вид АРИИ тех времен сейчас уже довольно непросто, поэтому мы воспользуемся краткой цитатой из современного интервью Владимира Холстинина журналу «Ом»: «В 1985 году мы старательно изображали из себя клоунов, надевая дурацкие костюмы, цепи и бантики, подкрашивая брови и ресницы...». Не зная, как реагировать на звучащую музыку, многие зрители аплодировали просто ради приличия, а некоторые были настолько ошарашены непривычным саундом, что находились в некотором подобии столбняка. Целый ряд занимала компания металлистов – человек около сорока. В самом эпицентре находился их предводитель, в котором будущие почитатели группы КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА узнали бы молодого Паука...
Мнения присутствовавших по поводу АРИИ резко разделились. Одни говорили, что это весьма и весьма перспективная группа и на нее стоит обратить внимание; другие орали, что это преступление против нравственности и чуть ли не провокация буржуазных спецслужб. Рядом с Пушкиной сидел загадочный молодой человек и, глядя на музыкантов как зачарованный, шептал: «Это фашизм! На наших глазах возрождается фашизм!». «В самом деле?» - подыгрывая ему, спросила Маргарита. «А вы что имеете какое-то отношение к этому ансамблю?» – моментально оживился он. «Относительное», - Пушкина явно не желала особенно раскрывать карты. «Какая удача, давайте общаться! – обрадовался персонаж. – Давайте общаться, приходите ко мне... Я – психиатр!..»
К счастью в зале присутствовали не только психиатры, но и множество нормальных меломанов, то есть потенциальных поклонников любой интересной музыки. (Один из них, весьма продвинутый комсомольский работник, впоследствии сыграл в судьбе АРИИ далеко не последнюю роль. Но обо всем по порядку.) И абсолютное большинство присутствующих квалифицировало прошедший в МАИ концерт как феноменальный. Успех превзошел все ожидания, и Векштейн был вынужден это признать. Однако над группой продолжал висеть воображаемый топор – филармонические эксперты пророчили, что долго АРИЯ не протянет. Но самое неприятное было даже не в этом. Во-первых, во время проведения вышеописанного мероприятия на афише, как ни в чем не бывало, значилось: «ПОЮЩИЕ СЕРДЦА». И второе. Отыграв столь успешно стартовый концерт, музыканты продолжали день за днем исполнять набивший оскомину репертуар ПОЮЩИХ СЕРДЕЦ, по-прежнему аккомпанируя Антонине Жмаковой...