Часть 4
ПЕРВАЯ ВОЛНА РУССКОГО ХЭВИ
Несмотря на то, что творческий уровень и амбиции музыкантов росли, внешне все оставалось по-прежнему. Концерты проходили по следующей схеме: первое отделение пела Жмакова, и «арийцы» аккомпанировали ей в специально пошитых помпезных костюмах. В перерыве музыканты переоблачались в более свойственные металлической музыке и их мировоззрению прикиды, увешивались разнокалиберными цепями и... второе отделение отыгрывали на всю катушку, как бы компенсируя самим себе унизительной разогревающее первое отделение. На афишах по-прежнему значилось ПОЮЩИЕ СЕРДЦА. Лишь однажды Векштейн уступил просьбе своих музыкантов, и на гастроли в Черкассы группа выехала как АРИЯ. Но Министерство культуры СССР зорко наблюдало за своими подшефными, и гастроли окончились, так и не начавшись: в документах министерства вокально-инструментального ансамбля АРИЯ не значилось... К тому же все время продолжались и продолжались бесконечные прослушивания министерских комиссий. Перед одним из них Векштейн попросил Грановского спрятать волосы под воротник, чтобы не было видно их полной длины. Сейчас все это представляется неуместным абсурдом, а тогда от подобных мелочей зависело – быть или не быть тому или иному ансамблю на сцене. Статус филармонического коллектива делал группу абсолютно подконтрольной. Векштейн понимал, что на его ансамбль смотрят сквозь увеличительное стекло, для того, чтобы придраться к какой-нибудь мелочи, и может так случиться, что даже его обширные связи не спасут группы, да и самого импресарио, от расправы вчерашних коллег по филармонии. Поэтому Виктор Яковлевич старался прокладывать гастрольные маршруты вдали от всевозможных столиц, и группа колесила по периферийной тиши, где уже одно упоминание о порте приписки в лице славной столицы нашей родины снимало все вопросы о репертуаре. Музыкантам были приятны аншлаги в провинциях, но очень хотелось выступать и в «центровых» городах, где публика являлась более продвинутой в музыкальном смысле. К тому же это была вовсе и не АРИЯ. Пока это был ВИА ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, игравший в одном отделении нечто тяжелое и антисоветское. Выступать под этим названием не имело смысла ни по каким соображениям, тем более, что молодежь зачастую вообще игнорировала модернизированные СЕРДЦА, не веря, что коллектив с подобным именем способен играть стоящую музыку. Потребовалось провести весьма изнурительные своей дипломатичностью переговоры с Векштейном дабы убедить его сменить название. Нельзя сказать, чтобы Векштейну были уж так дороги ПОЮЩИЕ СЕРДЦА (хотя с этим названием его связывало двадцать лет творческой деятельности), однако для столь крутых перемен потребовалось бы как минимум переписать всю бухгалтерию! Дело, по москонцертовским меркам, нешуточное... Векштейн обещал подумать.
Теперь о самом названии. Названия групп тогда рекомендовались худсоветами министерства культуры, и от них невозможно было отказаться. Назваться в «металлическом» стиле музыкантам все равно бы не разрешили, а подписываться под каким-нибудь первым пришедшим в голову названием им не хотелось. Худсоветами, как и полагается «тонким ценителям прекрасного», приветствовались слова культурные, возвышенные, а также – обозначающие всякие природные явления.
Но одно дело придумать классное название, а совершенно другое – провести его под носом чиновников из Министерства культуры. Еще раз повторим, что АРИЯ числилась в штатном расписании ПОЮЩИХ СЕРДЕЦ и выступать под своим названием на профессиональной сцене не имела права. Да и Векштейну приходилось время от времени выкручиваться и объяснять всем существующим инстанциям, что, дескать, двадцать лет он пестовал замечательный коллектив ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, который, заметьте, зарекомендовал себя с самой лучшей стороны; но времена изменились, поменялся репертуар, сами музыканты... «Ну и что, - нетерпеливо перебивали его, - подумаешь, пять музыкантов поменялось! У нас тут, может быть, Театр на Таганке целиком уволился! Театр уволился, а название осталось!»
Поначалу Векштейн был вообще против названия АРИЯ и, в свою очередь, предложил группе именоваться ВУЛКАНОМ. Но на этот вариант его знакомые чиновники посмотрели очень косо и категорически «посоветовали» не использовали столь уж энергетическое слово. АРИЯ звучала куда спокойнее, к тому же «арийский» подтекст никто пока еще не разглядел.
Спустя полгода после вышеупомянутого концерта АРИИ предстояла «сдача программы». У музыкантов со стажем при упоминании этого словосочетания до сих пор кровь стынет в жилах. «Сдача программы» – это некое подобие студийного дня, когда чиновники от искусства решали, достоин ли тот или иной творческий коллектив чести быть представленным на советской сцене. Без сдачи программы запрещалось осуществлять официальную концертную и гастрольную деятельность.
Программу можно было сдавать отдельными номерами, целым отделением или сольным концертом. Мел деталь: к тому моменту из всех коллективов, играющих более или менее тяжелую музыку, только «совсем не металлический» АВТОГРАФ мог похвастаться принятым отделением, а КРУИЗ – принятым номером. Думаю, вам уже понятно, почему попытка АРИИ пробить хэви-металлическую программу сольным концертом выглядела как самое настоящее хамство.
Однако, сознавая, что группу могут запросто прикрыть, музыканты и Векштейн решили все отыграть по-честному, без «галстуков и комсомольских песен». «Нет никакого смысла надевать галстуки, - размышлять Виктор Яковлевич, - а то уличат в подвохе и закроют после первого же концерта».
Но – с другой стороны – если бы не маленькие профессиональные хитрости, предпринятые Векштейном, комиссия просто не стала бы слушать АРИЮ. Для не особо искушенных необходимо пояснить, что песней в СССР считалась (причем «на полном серьезе») только некая «законченная музыкальная форма», принадлежащая перу члена Союза композиторов. Проще говоря, если ты - не «член», тебе не дозволялось выносить свои творения на суд широких масс трудящихся. Поэтому Векштейн упросил некоторых своих знакомых из Союза композиторов взять на свою совесть «арийские» металлические откровения: «Волонтер» был приписан отцу советской поп-музыки Давиду Тухманову (автору знаменитого хита «День Победы»), а текст Маргариты Пушкиной для песни «Тореро» Векштейн, не долго думая, «подарил» испанскому поэту Фредерико Гарсии Лорке, трагически погибшему в 1938 году. Любой нормальный человек, хоть как-то знакомый с творчеством загадочного испанца, сразу бы понял, что его обманывают: в таком размере Лорка никогда не писал, да и вообще – не та стилистика. Но одно дело – просто нормальный человек, другое – руководящие работники культуры. С Лоркой у них было явно туговато...
Итак, прослушивание. Место действия: ДК АЗЛК. 12 сентября 1986 г. День был отменный – теплый и солнечный, Дворец культуры АЗЛК светился словно новенький, словно ничего не подозревая о грозящем испытании. Это прослушивание должно было решить все, поэтому Векштейн, переживающий за группу, как за собственного ребенка, готовился особенно тщательно и пустил в ход незаурядное мастерство, применяя политику «кнута и пряника». Так, особую опасность для молодой группы представляла некая мадам Бабурина, отвечавшая в Министерстве культуры за работу с молодежью. Векштейн, используя свои многочисленные знакомства, устроил мадам аккурат в день прослушивания командировку в Смоленск. При этом Виктор Яковлевич как человек безусловно вежливый не забыл поинтересоваться у мадам, сможет ли она присутствовать на комиссии («Как – не можете? Жалко, очень жалко».) Еще двоим наиб опасным противникам Векштейн неведомыми способами умудрился закрыть рот, и они молча просидели весь процесс сдачи программы. (Говорят, что за ними водились кое-какие служебные грешки, о которых им вовремя напомнили.)
Комиссия мобилизовалась боевая: из служебного автобуса выдвинулись аж 48 человек, представлял горком партии, Москонцерт и Министерство культуры во главе с замом министра Кочетковым и официальным поэтом-песенником Игорем Давидовичем Шафераном. Чтобы понизить «кислотность» этой внушавшей немалые опасения компании, Векштейн пригласил и своих, заведомо «благонадежных» друзей, обладавших немалым весом в творческом мире.
Не обошлось и без сторонних наблюдателей: Пушкина усмотрела в зале каких-то доморощенных, одетых с иголочки металлистов, из которых особенно выделялись девочка в коже и с нейлоновым бантиком в волосах и здоровенный битюг в скрипящей новенькой «косухе», у которого на лице было написано, что он из «непростой» семьи. «Виктор Яковлевич, как вы думаете, прорвемся?» – спросила Маргарита перед началом действа. «Я заказал банкет, и они об этом знают», - тихонько промычал ей в ответ Векштейн. Жена Векштейна – певица Антонина Жмакова – очень нервничала и боялась, что усилия Виктора Яковлевича пойдут прахом. Сольный концерт ей в новых условиях было не вытянуть, а работая по отделению с группой модного направления, можно было и дальше неплохо существовать на эстраде. (Тогда мало кто мог подумать, что через некоторое время Антонина заметно «потяжелеет» и начнет «бомбить» концертные залы в сопровождении группы РАУНД.) В любом случае ее будущее целиком зависело от изворотливости супруга.
Векштейн в своей стратегии «пробивания» взял за основу принцип Эль Греко. Великий живописец как-то нарисовал в углу своей картины красную собаку – и комиссия инквизиции обрушила свой праведный гнев на несчастное животное, а крамольный сюжет картины благополучно ускользнул от внимания. Принцип «красной собаки» Виктор Яковлевич воплотил в образе Виталия Александровича Усова. Это был довольно пожилой педагог вокала, который занимался с Антониной Жмаковой и другими вокалистами ПОЮЩИХ СЕРДЕЦ (кстати, Кипелов тоже входил в их число), а также помогал им распеваться перед концертами. Векштейн совершенно справедливо рассудил, что сначала будут обсуждать то, о чем все собравшиеся имеют хоть малейшее представление. Поэтому первым, согласно его сценарию, на сцену вышел Усов и, тряхнув стариной, выдал несколько арий на итальянском. В прошлом – оперный певец, он трогательно, стоя у рояля украшенного массивными подсвечниками, спел арию Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Нестандартное начало взбудоражило консервативные души принимающих. Однако этим приемом (хотя все прекрасно понимали, что, сложись все удачно, на настоящих концертах никто оперных арий петь не будет) Векштейн как бы оправдывал название, выбранное для коллектива. Комиссия насторожилась. «Мы работаем на стыке стилей», - застенчиво пояснил Векштейн. Шаферан недоверчиво хмыкнул, но ничего не сказал.
Пришел черед АРИИ. Музыканты с ходу врубили свой хэви-метал, и комиссия сразу почувствовала подвох. От песни к песне у чиновников вытягивались лица, а когда у Грановского, виртуозно игравшего Баха на бас-гитаре, все-таки вылезла часть его мощного хаера, старательно запрятанного за воротник, кто-то из комиссии тихо ойкнул. Жмакова шептала в темноте: «Господи, помоги Витеньке!», приглашенные металлисты презрительно фыркали, недовольные «плакатностью» текстов, несколько человек «в коже» демонстративно вышли из зала...
И вот наступил исторический момент обсуждения. Как и предполагал хитроумный Векштейн, все набросились на итальянские арии – зачем это надо? «Учтем», - кивал головой Векштейн. «Костюмы надо все-таки другие». – «Будет сделано», - немедленно соглашался Векштейн. «И... это, ну, впрочем это не важно». – «Понимаю», - многозначительно кивал Виктор Яковлевич.
В это время Маргарита Пушкина, замаскированная за колонной в малом зале, где совещалась «культурная» инквизиция, старательно протоколировала в еженедельнике с красной маодзедуновской обложкой все доносившиеся до нее реплики. Знай она, что это событие войдет в историю отечественного рока! Наверняка была бы добросовестней! Во всяком случае будем признательны Маргарите за старания, а инквизиторам за то, что ее вообще не выгнали вон. Итак, на ваше рассмотрение предлагается уникальнейший в своем роде документ...