Часть 20

 

СЕРГЕЙ МАВРИН

ИНТЕРВЬЮ С ПРИСТРАСТИЕМ

 

С Сергеем Мавриным мы встретились в студии Московского Дворца молодежи, той самой, в которой «Ария» записывала «Игру С Огнем» и «Кровь За Кровь» и в которой он вместе с Ва­лерием Кипеловым работал над их совместным проектом «Смутное Время». Когда я спешил на встречу с Мавриным, то никак не предполагал увидеть его таким - Сергей заметно поху­дел, а неестественно рыжеватый цвет шевелюры придавал ему сходство с ведьмаком. Впрочем, все вышесказанное можно спи­сать на счет прошедших студийных сессий. Когда музыканты записывают альбомы, с ними происходят и более удивительные вещи...

Сергей Маврин играл в «Арии» ровно восемь лет - с начала 1987 по февраль 1995 - и записал в ее составе три альбома: «Ге­рой Асфальта», «Игра С Огнем» и «Кровь За Кровь». Потом его отношения с коллегами дали сбой, и он покинул группу. Обо всем этом я и собирался более подробно поговорить с Сергеем.

На улице - жаркий июльский день, духота такая, что впору надевать на голову грелку со льдом. В помещении студии не луч­ше - хоть там и работает кондиционер, создается ощущение, что и ему осталось жить несколько минут. Сергей предлагает по­ехать к нему домой и переговорить в менее напряженной обста­новке. Мне абсолютно все равно, где разговаривать, поэтому предложение принимается. (Нас сопровождает жена Сергея - Лена, с которой он вообще редко расстается.) Маврин торжест­венно водружается за руль своей тридцать первой «Волги», и, пока мы, активно пыхтя сигаретами, едем в его резиденцию, я постепенно приступаю к своему любимому занятию - задаванию вопросов.

Сергей Маврин родился в Казани, где тогда работал его отец - следователь Генеральной прокуратуры по особо важным делам. В двенадцать лет Сергей вместе с родителями переехал в Моск­ву, где вскоре и произошло его первое знакомство с рок-музы­кой. Как многие молодые люди того времени, Сергей Маврин ув­лекся роком, и больше других пришлись ему по нраву «Deep Purple», «Nazareth», «Creedence» и «Slade». Развитие его прист­растий можно кратко описать следующей последовательностью шлягеров детства: «Звездочка Моя Ясная», «Солнечный Ост­ров» и, наконец, «Smoke On The Water». Первая группа, как у всех, - в школе. Первая электрогитара, как и у многих в то вре­мя, - накопил денег и купил звукосниматель за девять рублей. После школы - профессионально-техническое училище с не сов­сем музыкальной специализацией слесаря-сборщика. Еще во время обучения в ПТУ Сергей Маврин, не имея никакого специ­ального образования, оказался в ансамбле Юрия Иосифовича Гальперина. Это была самодеятельность, но самодеятельность весьма высокого профессионального уровня. Через русский на­родный коллектив «Мелодия» под управлением Гальперина прошло немало ярких творческих личностей, включая, кстати, и вездесущего Артура Беркута. Денег за выступления Маврин не получал и, играя, так сказать, на общественных началах, по­вышал свою квалификацию. Потом Сергею Маврину пришлось два года отслужить в армии. «Полгода с трубой, полтора года с гитарой» - так это выглядело, по его собственному определе­нию. После армии Сергей снова вернулся к Гальперину, но уже ненадолго - через полгода его подхватила волна нарождающих­ся тяжелых групп.

Первым его серьезным шагом на профессиональной сцене стала группа «Черный Кофе», внесшая, кстати, немалый вклад в развитие русского хэви-метала. Работая в «Черном Кофе», Сергей Маврин уже считался профессиональным музыкантом - его трудовая книжка лежала в Актюбинской филармонии. Ро­дители Сергея, поначалу не приветствовавшие «несерьезного» Увлечения сына, потихоньку оставили своего отпрыска в покое. Все-таки их сын имел постоянную работу, которая приносила стабильный заработок. Единственное, что их огорчало, так это его частые отлучки. Иногда гастроли затягивались на целых полгода!

Но в «Черном Кофе» Сергей задержался ненадолго. Дала о се­бе знать патологическая страсть лидера группы Дмитрия Вар­шавского к перемене состава. Вместе с барабанщиком Максимом Удаловым Маврин перебрался в «Металлаккорд». Ну а по­сле «Металлаккорда» была «Ария»...

...Фу, наконец-то мы доехали! Едва распахивается дверь квартиры, раздается дружный лай трех мопсов добродушней­шей наружности. Все трое - девицы, и имена у них соответст­вующие - Маня, Катя и Даша. «MAKADASH» - уточняет Ма­врин и, в подтверждение своих слов, демонстрирует мне ги­тарный звук, найденный им на процессоре и названный так в честь своих любимиц. Дисплей процессора это подтверждает... (Кстати, на альбоме 1998 «Скиталец» присутствует инстру­ментальная композиция «Макадаш». - Прим, автора.) «Соба­ки у нас как члены семьи, - продолжает Сергей, довольный произведенным впечатлением. - Все, как видишь, «дворни­ки», они к нам самыми разными способами попали: кого у ме­тро купили, кого просто подобрали. А хобби? Раньше рыбалку любил... Сейчас не могу, рыбу жаль - прикинь? А вообще, при­роду люблю, лес, речку...» Сергей задумался и мечтательно по­смотрел в окно.

- Когда мы встречались с тобой в последний раз, ты был гораздо более волосат, чем сейчас, - не удержался я, наблюдая на голове Сергея модное удлиненное каре.

- Ты знаешь, волосы достигли такой дикой длины, что я просто не выдержал и постригся. Поверь, голове стало намного легче.

- А из татуировок у тебя за последнее время ничего ново­го не появилось?

- Пока, как видишь, ничего.

(В 1991 году «арийцам» понравилось украшать себя татуиров­ками, а Сергей Маврин стал в этом деле первопроходцем. На правой руке у него соседствуют беркут и тигр, левая же конеч­ность посвящена изображениям двух монстров, один из кото­рых является по совместительству эмблемой английской груп­пы Allmighty, играющей мелодичный хард-н-хэви. Елена под­тверждает, что разделяет увлечение своего мужа. Более того - последний рисунок Сергею она подобрала сама, выискав его в каком-то тату-журнале.)

Мы чинно рассаживаемся в гостиной, больше напоминающей апартаменты иностранного журналиста, аккредитованного в Москве. Лена незаметно скрывается на кухне, а Маврин катего­рически уточняет, что мы будем пить - чай или кофе: спиртного в последнее время он практически не употребляет, разрешая се­бе «оторваться» не более двух раз в году. Припомнив, сколько водки и пива было выпито во время встреч с остальными музы­кантами, я покорно соглашаюсь и достаю диктофон и блокнот.

- Хороший кофе! Можно я начну с комплимента? По-мое­му, ты идеальный гитарист для хорошего вокалиста и...

- Очень лестно. Только что бы это значило?

- Могу пояснить. Во-первых, ты, будучи одним из луч­ших русских соло-гитаристов, — такую оценку, в частнос­ти, тебе дает и Холстинин, - никогда особенно не увлекал­ся инструментальной музыкой, предпочитая работать с группой или каким-нибудь конкретным исполнителем, будь то Валерий Кипелов, Дмитрий Маликов или Ольга Дзусова...

- Наверное, ты все-таки не прав. Просто у меня не всегда по­лучалось записывать инструментальные пьесы. Элементарно не хватает времени. Хотя на альбоме «Смутное Время» инструмен-тала в общей пропорции порядком хватает.

В качестве доказательства, что он не гнушается новомодных гитарных веяний, Сергей ставит свою вещь «Flying», быструю, очень энергичную - в духе MacAlpine. Я же быстро пробегаю взглядом по кассетам, лежащим возле магнитофона. К моему глубокому удивлению, никаким роком здесь и не пахнет: Григ, Берлиоз, Вивальди - исключительно классика.

- По крайней мере, я вижу, что от хэви-метал ты подус­тал.

- Даже не представляешь, как! «Смутное Время» - это первая попытка прорыва, первая ступень, что ли. Пока я толком не уве­рен, что из этого получится. Но надо работать, а не сидеть, сло­жа руки! Иногда меня просто берет отчаяние - такая огромная страна, и такое ничтожно малое количество музыкантов и но­вых музыкальных идей. Вообще я обожаю музыку старую. Ведь старая музыка, как и старые инструменты, - хорошая и надеж­ная штука: «Queen», «Led Zeppelin»... Естественно, «Deep Purple». А из новых дел дико подсел сейчас на «Radiohead» -классная вещь! Попробовал послушать «Marilyn Manson», но осилил с трудом.

- А чем ты занимаешься, когда у тебя выдается свободное время? Помимо гитары, конечно.

- Фильмы, музыка, книги - стандартный набор, верно?

- Книги, если не секрет, какие?

- Разные: Голсуорси, Кинг. В былые времена я все-таки читал гораздо больше. Сейчас на первом месте у меня стоит гитара... Как, впрочем, и раньше.

- Ну уж если мы заговорили о гитаре, позволь спросить, какие гитаристы тебя привлекают или близки по духу? Кто в наибольшей степени повлиял на твою манеру игры?

- Конечно, Ричи Блэкмор. Сейчас, может, это не так заметно. Но все равно Ричи Блэкмор до сих пор остается одним из моих кумиров. Он и Брайан Мэй из «Queen».

- Какое интересное сочетание! Наверное, поэтому все твои соло такие мелодичные?

- Это у меня принципиально. С самого начала, как только я взял гитару в руки, я старался подчеркнуть мелодию. Не спорю, это влияние Брайана Мэя, потому что «Queen» - для меня все. Ведь каждый играет по-своему, у кого-то манера игры более ха­отичная, импровизационная, что ли; у кого-то больше пентато­ники. А у меня вот так.

- А русские гитаристы?

- Русские? Сложный вопрос. В свое время очень нравился Кузьмин. Сейчас, конечно, мне он не так интересен. По-своему интересны Иван Смирнов и Вадим Голутвин.

- Возвращаясь к надоевшему вопросу. Неужели для тебя было так принципиально играть только с Кипеловым?

- Да, конечно. Потому что выставлять Кипелова из группы - это самое настоящее безумие. «Ария» бы тут же закончилась. Я слышал пленки всех претендентов, их было всего трое. По­следний, четвертый, кандидат в вокалисты на студию не при­езжал, прислав только демо-запись. (Это была страшная смесь Дмитрия Варшавского и Преснякова.) Все трое мне понрави­лись по-своему, и, уверен, с каждым из них получился бы очень сильный состав... но только не «Ария». Я прекрасно от­даю себе отчет в том, что без меня группа могла существовать, а без Валерия группы бы просто не было. (Александр Морозов был, кстати, изначально против таких «экспериментов» с во­калистами.)

- А как ты относишься к своему преемнику Терентъеву?

- Сложный вопрос. Он клевый гитарист, у него клевый соль­ник, но у него совсем другое направление в игре, он сам по себе. Когда я был в «Арии», мы с Холстом прикалывались, что Холст играет так, а я - так, все взаимозаменяемо и гармонично... А на­счет Тери мне сложно объяснить, хотя повторяю: он классный гитарист.

- На первых двух альбомах с твоим участием - «Герой Ас­фальта» и «Игра С Огнем» — вы играли с Холстининым, «как кошка с собакой». На «кровавом альбоме» ваши соло можно и перепутать. Я не берусь утверждать, что было лучше, а те­бе самому в какой манере больше нравилось играть?

- Ну, наверное, в группе для того и существует два гитариста, чтобы каждый привносил что-то свое. Мне больше нравилось, когда мы играли в разной манере. Вот на «Кровь За Кровь» у нас получился самый удачный тандем. Вообще в «Арии» мне цели­ком нравится первый альбом и совершенно не нравится второй. «Кровь За Кровь» - просто обалденная песня, «Игра С Огнем» - вообще целая баллада, я люблю большие и фундаментальные, но мелодичные произведения.

- Наверное, ты сторонник «крупных форм в искусстве»? Тогда расскажи подробнее про «Смутное Время» - о том, как альбом создавался и записывался.

- Мы с Кипелычем давно собирались написать эдакое мас­штабное сольное творение! Еще в 80-х подобные планы неодно­кратно посещали нас. Дальше благих намерений никак не про­двигалось, но полтора года назад наконец-таки наступило это время смутное, - название правда только потом появилось, - и мы с Валеркой уже серьезно решили что-то выпустить. Кипелов к моим порывам отнесся с пониманием, и, вспомнив былое, мы приступили к репетициям. Я, сказать честно, устал от по­псы - как-никак два года пришлось работать с Димой Малико­вым...

(Наш разговор прерывает телефонный звонок. На том конце провода... Дима Маликов. Его интересуют координаты директо­ра «Арии», с тем чтобы соорудить совместную с «арийцами» га­строльную поездку. М-да...)

- Сережа, а ты сам как считаешь, Кипелов во время записи солъника оторвался по полной программе?

- Оторвался еще как! Он раскрылся на все сто, притом что в «Арии» он поет процентов на пятьдесят... На то сольники и да­ются!

- А Морозов сразу согласился на это, можно сказать, аван­тюрное предложение?

- Сначала он был достаточно осторожен с принятием реше­ния. Мы принесли ему демонстрационную запись, скажу чест­но: он рисковал, но, судя по всему, не прогадал.

- Тогда закономерный вопрос: сколько все-таки продалось ваших кассет и компактов - если не секрет, конечно?

- Это не секрет, это тайна, покрытая мраком. Мы сами до сих пор не знаем точного тиража нашего альбома, могу лишь ска­зать, что сто тысяч кассет ушло очень быстро, а первые три ты­сячи компактов смели со складов в первый вечер, нам даже не хватило презентационных экземпляров. Я был в одной серьез­ной фирме, занимающейся дистрибуцией кассет и CD, там мне сообщили приятную новость, что наша кассета - лидер среди продаж всей «арийской» продукции. (Нам кажется, что подоб­ные сведения от одной единственной фирмы не могут расцени­ваться как объективная информация. К тому же неизвестно, сколько времени — неделю или месяц — данный альбом прода­вался лучше «арийской» продукции. - Прим. автора.)

- Ну, почему вместе с вами работал Алик Грановский, мне, допустим, ясно. А как ты объяснишь выбор кандидату­ры Пал Палыча Чинякова в качестве барабанщика?

- С Палычем мы еще в 80-х параллельно отработали много концертов, он - у Тони Жмаковой, а я - в «Арии», так что зна­комы давно. Алик, понятно, и хороший басист, и старый одно­полчанин одновременно. Кстати, один раз во время записи «Смутного Времени» Грановский отличился. Мы доделывали последнюю песню: там перед соло развязка, если помнишь, есть достаточно лиричная, где Кипелыч поет «Не проси, не возьму тебя с собой!». И в этот момент оживляется Алик, отвлекшийся, очевидно, от дум о «Мастере», и говорит: «А давайте здесь та­кой низкий хор пустим: «Не проси, не проси!». Я чуть со стула не упал, как представил в этой песне «мастеровский» хор в духе «Палачи, палачи!». Алик иногда умеет... Ха-ха! Так вот, я впол­не доволен составом, не совсем доволен результатом. Надо было лучше выбирать студию. По сути, в Москве считанные единицы студий, где можно качественно писать тяжелую музыку: у Кузь-мича, «SNC», ну и «арийская», конечно. Тогда на «SNC», как назло, был ремонт, а на студии МДМ, сам знаешь, сколько «арийского» материала было записано, - вот мы и решились. Плохих отзывов о качестве записи от слушателей не было, но музыканты, разумеется, замечали кое-какие недостатки. Я думаю, что со временем мы перепишем этот материал заново, а по­том с Кипелычем запишем еще один альбом.

- А как же Артур Беркут? Ведь, по данным разведки, именно он споет все вокальные партии на твоем следующем альбоме? (Альбом «Скиталец» увидел свет в 1998 году. - Прим, автора.)

- Я очень давно знаю Беркута, мы с ним играли одно время в его русско-американском проекте «Царь» - было предложение поехать «туда», но я не захотел полгода разносить пиццу, преж­де чем выбраться в люди. Вообще-то, хотелось бы записать но­вый альбом с Кипеловым, но «арийцы» сейчас по горло загруже­ны своими проблемами. Был очень неплохой претендент - Леша Нелидов из группы «Ангелы и Демоны». За два месяца мы сде­лали четыре песни, он впечатлил всех своим вокалом, спев луч­ше Дэвида Ковердэйла, но потом мне показалось все это вторич­ным. Имидж Ковердэйла в нашей стране очень популярен среди вокалистов старшего поколения, по сути у нас вся страна состо­ит из одних Ковердэйлов... Хотя Лешка самый лучший Ковердэйл, ха-ха!

- А Беркут?

- Артурище - человек самобытный, диапазон его голоса, ко­нечно, уже, чем у Кипелыча, но Беркут неподражаем, даже не знаю, кого напоминает его манера петь... наверное, только неко­его Михеева из «Автографа».

- Не привнес ли он доли «американизма» в твою музыку?

- Нет, я за этим строго слежу, так как не приветствую амери­канизм. Почему так популярна «Ария»? Потому что поет по-русски.

- Музыка на новом альбоме будет сильно отличаться от «Смутного Времени»?

- Да, музыка предполагается более широкая и разноплановая, что ли. Для меня всегда примером в этом плане была груп­па «Queen», которая играла хэви-метал, когда его еще и в поми­не не было, при этом они смело использовали и классические, и джазовые оркестровки, и прочие музыкальные моменты, пере­плетая их в один хитрый узор. У нас будет все - от хэви до фор­тепианных произведений! Женя Трушин говорит, что это - прогрессив, Рита Пушкина - что неохард, но ты же знаешь: у меня на первом месте стоит песня, а не демонстрация техники.

- А как будет называться твой новый альбом?

- Альбом - «Скиталец», а группа - «Маврик». Просто и по­нятно. Был вариант назваться «Назад в Будущее», но потом я решил, чтобы лучше оно ни к чему не обязывало, вот так.

- Кстати, ты был на знаменитых «последних» концер­тах «Iron Maiden» в Москве?

- Я хорошо помню те выступления «Iron Maiden». Я стоял и смотрел на сцену со странным ощущением - такого у меня в жизни никогда больше не было. Я как будто смотрел на нашу группу со стороны. Все-таки это - феномен, ведь мы, толком не зная друг друга, так сроднились с этой британской группой!

- Скажу больше: по-моему, вы повязаны ментальной свя­зью. Все, что происходит в составе «Iron Maiden», спустя не­которое время необъяснимым образом проецируется на «Арии». «Мэйден» выставят барабанщика - «Ария» не от­стает от моды, уйдет из «Мэйден» Адриан Смит - и нету в «Арии» Маврина, уходит Диккинсон - ну а чем Кипелов ху­же?

- Мне нечего сказать в свое оправдание! No comments! Ты в курсе - когда мы начали работать вместе с Кипеловым над «Смутным Временем», в студию с хитрым видом заходит Пуш­кина и говорит: «А знаете, кто пишет гитару на очередном альбоме Брюса Диккинсона? Адриан Смит!». Я только за голову схватился! Мистика!

Часть 21

На главную

Hosted by uCoz